Россия – огромная страна, обладающая гигантскими ресурсами. Но устойчивое развитие предъявляет одинаковые требования ко всем: надо быть экономным и ответственно использовать ресурсы.
Мы также изучаем направление «зеленые» здания» – рабочие пространства, строительство и проектирование которых ведется с учетом экологических факторов и которые в значительной степени снижают нагрузку на окружающую среду за счет новых энергоэффективных технологий.
В 2012 году наши предприятия добились большинства поставленных целей по снижению потребления ресурсов и уменьшению негативного влияния на окружающую среду.
Устойчивое развитие нашего бизнеса направляется трехлетней программой и ежегодными индивидуальными планами заводов. Мы поставили цель уменьшить удельное потребление воды для производства пива с 3,4 гл/гл в 2012 году до 3,2 гл/гл в 2015 году. К 2015 году планируется также сократить выбросы CO2 с 11,7 (2012 год) до 10,6 кг CO2экв./гл.
В 2012 году предприятиями компании HEINEKEN в России было использовано 2,24 млрд МДж энергии. В энергобалансе нашей Компании преимущественное место занимает газообразное топливо (97,3 %), в то время как на жидкие виды топлива с повышенным уровнем выбросов CO2 приходится лишь 2,7 % потребления. Мы также активно закупаем энергию у других компаний, источником которой, помимо прочих, является уголь. В 2012 году мы продолжили изучать возможности использования энергии, получаемой из возобновляемых или альтернативных источников.
Общее удельное энергопотребление на заводах компании HEINEKEN в России сократилось с 177,1 МДж/гл в 2011 году до 168,7 МДж/гл в 2012 году, что значительно лучше планового показателя в 178,1 МДж/гл, но все же несколько выше средних по группе HEINEKEN – 156,6 МДж/гл.
В результате реализации проектов по повышению энергоэффективности произошло сокращение удельного потребления как тепловой, так и электрической энергии на пивоварнях HEINEKEN в России, что, в свою очередь, привело почти к 5 %-му сокращению общего удельного энергопотребления.
Общее удельное энергопотребление на солодовенных заводах компании HEINEKEN в России сократилось с 4925,5 МДж/т в 2011 году до 4448,2 МДж/т в 2012 году. Несмотря на заметное сокращение (около 10 %), этот показатель незначительно превышает плановый 4435,2 МДж/т и намного выше среднего показателя по солодовенным заводам группы HEINEKEN – 3192,1 МДж/т. Такие результаты в России объясняются значительно меньшим размером солодовен, оснащенных к тому же не самым современным оборудованием.
В 2012 году продолжилось планомерное снижение удельного потребления тепловой энергии пивоварнями компании HEINEKEN в России. Если в 2011 году этот показатель составлял 91,8 МДж/гл, то в 2012 году – только 88,9 МДж/гл, что значительно лучше планового показателя в 93,3 МДж/гл. Однако этот показатель по-прежнему выше среднего уровня по группе HEINEKEN, составляющего 81,0 МДж/гл.
Сокращение расхода тепловой энергии стало результатом реализации мероприятий по повышению энергоэффективности. На пивоварнях Нижнего Новгорода, Калининграда, Иркутска и Екатеринбурга была выполнена теплоизоляция трубопроводов и отопительных систем, горячая вода после процесса охлаждения сусла стала направляться на повторное использование для бытовых нужд, была также увеличена конденсатоотдача.
Удельное потребление электроэнергии пивоварнями компании HEINEKEN в России сократилось с 9,5 кВт•ч/гл в 2011 году до 8,9 кВт•ч/гл в 2012 году при плане в 9,4 кВт•ч/гл. Таким образом, этот показатель значительно приблизился к средним значениям по группе HEINEKEN – 8,4 кВт•ч/гл.
Сокращение потребления электроэнергии более чем на 6 % стало возможным благодаря таким техническим нововведениям, как оптимизация воздушных компрессоров в аммиачной системе охлаждения, установка энергосберегающих электроламп и сенсорных выключателей в офисных и производственных помещениях и т. д.
Вода является неотъемлемым ингредиентом пивоваренного производства. В 2012 году в нашем производственном цикле было использовано более 4,5 млрд л воды. Компания HEINEKEN в России рассматривает сокращение потребления воды в процессе производства пива и солода, а также управление рисками, связанными с ее промышленным использованием, в качестве важной стратегической задачи обеспечения устойчивого развития.
В последние годы наша Компания добилась значительных успехов в сокращении удельного потребления воды. Этот показатель сократился с 3,5 гл/гл в 2011-м до 3,4 гл/гл в 2012 году, что меньше как планового показателя для России (3,5 гл/гл), так и среднего показателя по группе HEINEKEN (4,2 гл/гл). На снижение водопотребления на 3 %, помимо положительного влияния роста объемов производства, оказали меры в рамках программы ТРМ, в том числе: повторное использование воды из системы охлаждения в качестве воды для очистки, а также использование одноразовых бутылок. Лидерами в сокращении потребления воды стали пивоварни Калининграда, Санкт-Петербурга и Стерлитамака.
Удельное потребление воды на наших солодовенных заводах сократилось с 5,9 м3/т в 2011 году до 5,6 м3/т в 2012 году, что лучше планового показателя для России (5,8 м3/т), но по-прежнему значительно выше средних значений по солодовенным заводам группы HEINEKEN (3,4 м3/т). Как и в связи с энергопотреблением, разница в уровне водопотребления объясняется меньшими размерами солодовен, оборудованных техникой не последнего поколения.
Сокращение удельного потребления воды на солодовенных заводах группы HEINEKEN в России стало результатом улучшения этого показателя на солодовенных заводах в Стерлитамаке и Иркутске на 8 % и на 4 % соответственно.
Удельный объем выбросов CO2 на заводах компании HEINEKEN в России увеличился с 9,3 кг CO2 экв./гл в 2011 году до 11,7 кг CO2 экв./гл в 2012 году, что лучше планового показателя 12,4 кг CO2 экв./гл, но остается ниже средних значений по группе HEINEKEN 8,4 кг CO2 экв./гл.
На пивоварнях Компании ведется непрерывная работа по сокращению расходов энергии и воды в рамках программы общего управления производством (ТРМ). Сформированы ТРМ-команды, нацеленные на достижение устойчивого результата в данной ключевой сфере.
На пивоварне «Патра» в Екатеринбурге реализована инициатива по сокращению потребления энергии на ПЭТ-линии. В 2011 году потребление электроэнергии на заводе на 20 % превышало целевой показатель.
За несколько месяцев команда специалистов предприятия из пяти человек успешно реализовала активности по маршруту сокращения потребления электроэнергии. Маршрут состоял из пяти шагов: