Отчеты | Я за себя отвечаю | Чистые берега | .NET | Автотрезвость |
Другим направлением, в рамках которого мы постоянно отслеживаем и снижаем негативное воздействие производства HEINEKEN на окружающую среду, является «зеленая» коммерция.
Зеленая» дистрибуция, «зеленое» охлаждение, «зеленая» упаковка — для нас это не пустые слова. Мы находим практическое применение этим актуальным направлениям.
Разработка модели учета „углеродного следа“, безусловно, имеет критичное значение и потенциально является полезным инструментом для формирования системного подхода к сокращению „углеродного следа“ Компании и, соответственно, негативного влияния нашей производственной деятельности на окружающую среду. Однако перспективы наших усилий должны быть укреплены действенной поддержкой отрасли и государства.
Мы добиваемся этого благодаря совершенствованию процессов дистрибуции, производства упаковочных материалов и охлаждения продукции, а также посредством инициатив, в рамках которых Компания активно продвигает различные способы снижения влияния на окружающую среду: уменьшение мусора и отходов, стимулирование вторичного использования тары и т. д.
Энергоэффективные и экологичные технологии производства, упаковки, транспортировки и охлаждении продукции, иначе «зеленая» упаковка, «зеленая» дистрибуция и «зеленое» охлаждение составляют основу нашего вклада в устойчивое развитие.
Кроме того, мы взяли на себя обязательство непрерывно сокращать «углеродный след», то есть общее количество СО2, образующееся в результате нашей производственной и коммерческой деятельности, в том числе в процессе доставки наших продуктов до потребительского рынка и их дистрибуции. Показатели повышения энергоэффективности и снижения выбросов, которые мы для себя запланировали, значительно превышают требования законодательства.
Ежегодный мониторинг и внутренняя система отчетности позволяют нам отслеживать результативность этих подходов и использовать полученные данные для дальнейшего развития «зеленой» коммерции.
На протяжении трех лет компания HEINEKEN рассчитывает «углеродный след» своих операционных подразделений и производственных площадок. Впервые Компания публикует данные, полученные в ходе исследования, проведенного в 2011 году. В нем приняли участие 24 операционные компании HEINEKEN, на которые приходится более 90 % объема производства всего международного концерна.
Базовая модель учета «углеродного следа» (Carbon Footprint Baseline Model), разработанная компанией HEINEKEN, позволяет рассчитать выбросы парниковых газов на всех этапах жизненного цикла продукции. Кроме того, модель позволяет идентифицировать «горячие точки», ключевые зоны активности, оказывающие наибольшее влияние на «углеродный след» того или иного операционного подразделения концерна. Знание основных процессов и сотрудничество с партнерами позволяют Компании снижать воздействие на окружающую среду в части выбросов СО2.
Как рассчитывается «углеродный след»?
Компания разработала принципы расчета специально для всех этапов жизненного цикла продукции. Для этого была использована методология, предусмотренная Стандартом учета и отчетности в жизненном цикле продукции, разработанным в рамках инициативы Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию и Всемирного института ресурсов (WBCSD/WRI’s ProductLife Cycle Accounting and Reporting Standard).
Мы на практике поддерживаем HEINEKEN в России в развитии „зеленой“ дистрибуции, а также по приглашению компании участвуем в программе GreenFreightEurope, поскольку используем транспорт с экологическим классом Евро 3 и выше, оптимизированные для движения транспорта маршруты, принимаем активное участие в программах по охране окружающей среды.
За 10 лет сотрудничества с HEINEKEN в России мы реализовали множество совместных проектов, и, что особенно важно, запустили значительное количество инновационных разработок. Для нас каждый год — новый этап развития. HEINEKEN постоянно задает темп в разработке „зеленого“ охлаждения, придумывая все новые опции для холодильных установок. Ждем новых идей.
Выбросы парниковых газов, рассчитанные в каждом процессе жизненного цикла продукта в пересчете на эквивалент двуокиси углерода (СО2 экв.), делятся на объем произведенных гектолитров продукта. Именно этот измерительный инструмент мы назвали «Модель учета «углеродного следа».
В соответствии с разработанными принципами расчета, «углеродный след» определяется для каждого продукта, производимого конкретным филиалом компании HEINEKEN в России. На основании этих данных определяется средневзвешенный «углеродный след» в расчете на гектолитр в целом по филиалу.
Средневзвешенный «углеродный след» компании HEINEKEN в России в 2011 году составил 65,6 кг СО2 экв./гл, что несколько лучше среднего результата по группе HEINEKEN — 68 кг СО2 экв./гл.
Расчеты основаны на первичных данных, собранных рабочей группой по учету «углеродного следа» компании HEINEKEN в России за 2011 год. Наряду с ними учитывались и вторичные, оценочные данные из альтернативных источников, представляющие либо среднее, либо наиболее негативное значение. В дальнейшем мы будем стараться включать как можно более точные данные с акцентом на "горячие точки«/ключевые зоны активности. Диаграмма показывает вклад основных процессов компании HEINEKEN в России в формирование «углеродного следа»
Производство упаковки является ключевой зоной формирования «углеродного следа». На этот процесс влияют три основных фактора:
Улучшить ситуацию может облегчение упаковки, а также повышение степени ее утилизации. Позитивное влияние могло бы оказать увеличе-ние доли возвратной тары, но для России такое решение пока представляется проблематичным. Еще не создана инфраструктура сбора использованной тары (стеклянных бутылок, алюминиевых банок), отсутствует культура раздельного сбора мусора, мешают общеотраслевые законодательные ограничения и рост объемов производства пива класса «премиум».
Пока только 11 % всей производимой продукции компании HEINEKEN в России упаковывается в возвратную тару, что значительно ниже средних значений по группе HEINEKEN (45 %).
Компания HEINEKEN в России не первый год ведет планомерную работу по снижению веса упаковочных материалов:
В 2012 году проводилась работа по сбору и анализу информации о качественных изменениях в составе упаковочных материалов, а также о соответствующем потенциальном влиянии на окружающую среду. С участием коллег из глобальной штаб-квартиры группы HEINEKEN разрабатывались инициативы по существенному сокращению общего «углеродного следа» упаковки, продолжился поиск наиболее оптимальных решений в вопросах обращения с отходами и их утилизации.
Также наши поставщики использовали вторичное сырье для производства упаковочных материалов: сырье в «чистом» непереработанном виде — стеклобой, переработка собранных пустых алюминиевых банок, макулатурное сырье для производства гофрокартона. В 2013 году мы планируем проработать проект использования рецирукляционного ПЭТ-граннулята для производства ПЭТ-преформ. Однако данные инициативы сильно ограничены отсутствием в нашей стране системы отдельного сбора отходов. В 2013 году мы также планируем переход на облегченную стеклобутылку Zlaty Bazant.
В отношении пластиковой тары следует отметить, что пластиковые бутылки являются более экологичным видом упаковки по сравнению со стеклянными бутылками и жестяными банками, поскольку производство пластиковых бутылок является менее энергозатратным, кроме этого, малый вес бутылок и возможность поставки бутылок на пивоваренные заводы в виде заготовок позволяют уменьшить выбросы СО2, связанные с транспортировкой. Во всем мире изделия из пластика подлежат полной переработке, однако в России пока не существует инфраструктуры, необходимой для их переработки.
По результату работы в 2011 году, в инновационных разработках мы успешно использовали методологию EcoDesign для оценки экологических параметров упаковки, а также инструмента LCA tool для расчетов проектов маркетинга. В 2013 году работа продолжится.
Постоянное повышение эффективности оборудования для охлаждения продукта— основа нашего плодотворного сотрудничества с HEINEKEN в России, чьи инициативы крайне интересны и важны для нас. HEINEKEN стала первой в мире и является единственной в России компанией в секторе FMCG, которая развивает направление „зеленых“ охладителей для разлива пива, а также единственная среди производителей пива в России закупает „зеленые“ холодильные шкафы.
По данным опроса, проведенного ВЦИОМ, 73 % россиян полагают, что запрет на использование пластиковой тары не приведет к снижению употребления алкогольных напитков, а лишь создаст дополнительные сложности как для потребителей, так и для производителей. 36 % респондентов считают, что изъятие из продажи пива в пластиковых бутылках объемом
Эта стадия включает производство сырья для пива и прохладительных напитков.
Процессы данной стадии охватывают производство солода, получение фруктовых концентратов и сиропов.
На данной стадии рассчитываются выбросы от производства пива и прохладительных напитков.
Стадия включает производство материалов, таких как алюминий и стекло; производство банок, бутылок, бочек и утилизируемых материалов; захоронение и сжигание отходов.
включает как входящую (сырье и упаковочные материалы, поставляемые на пивоварни), так и исходящую дистрибуцию (готовый продукт, поставляемый на склады и в розничную сеть).
Эта стадия включает охлаждение продукта в холодильниках дома, в розничной сети, в барах и ресторанах, установках бочкового пива (DBIs).
Мы сотрудничаем с компанией HEINEKEN третий год. Филиал „АМУР-ПИВО“ Компании HEINEKEN в России успешно представляет доклады по теме „зеленой“ дистрибуции. Надеемся на продолжение сотрудничества.
Охлаждение продукта заметно влияет на его потребительское восприятие. В то же время процессы охлаждения вносят существенный «вклад» в формирование общего «углеродного следа».
Большинство выбросов при охлаждении (около 70 %) образуется при использовании выносных холодильников, которые используются в розничной торговле. Для снижения «углеродного следа» необходимо повысить энергоэффективность таких холодильных установок.
«Зеленые» системы охлаждения соответствуют строгим нормам экологической эффективности и имеют следующие отличительные характеристики:
В 2012 году в России:
В 2013 году глобальный отдел закупок планирует повысить показатель HEEI (Heineken environment efficiency index), а также поставить нашим поставщикам задачу по его достижению. В 2013 году планируем закупить 100 % «зеленых» охладителей.
Компания HEINEKEN является одним из инициаторов программы Green-FrightEurope, целью которой является снижение негативного влияния транспортных перевозок на окружающую среду, и на регулярной основе рекомендует своим перевозчикам подключаться к программе. Перевозчики, присоединившиеся к данному проекту, подтверждают свой статус благонадежных партнеров, готовых к долгосрочному сотрудничеству по «зеленым» принципам.
Совершенствование дистрибуции имеет особое значение для России с ее огромными расстояниями, которые вынужденно преодолевает наша продукция от места производства до точки продажи.
В дистрибуции сокращение выбросов СО2 происходит за счет:
В 2012 году в России:
В 2013 году мы планируем:
Мы поддерживаем инициативность HEINEKEN в России в развитии направления „зеленой“ дистрибуции. В рамках сотрудничества мы постоянно развиваем собственные ресурсы и формируем собственные „зеленые“ стандарты на основе требований HEINEKEN.
В процессе производства сырья для пива и прохладительных напитков основные выбросы формируются в результате использования удобрений.
Несмотря на то что производство солода и переработка, как и сельское хозяйство, вносит небольшой «вклад» (6 %) в формирование «углеродного следа», мы внедряем программы сокращения выбросов на наших солодовенных заводах.
одна из наиболее значимых «горячих точек» (22 %) в формировании «углеродного следа» компании HEINEKEN в России. Значительная часть выбросов формируется в процессе выбросов от использования приобретаемой энергии и тепла, и сжигания электричества на заводах по производству пива и прохладительных напитков. Положительное влияние на снижение «углеродного следа» оказывает общее повышение энергоэффективности компании HEINEKEN в России.
На производство упаковочных материалов как по компании HEINEKEN в России (35 %), так и по группе HEINEKEN (31 %) приходится наибольшая доля выбросов CO2 и, соответственно, наибольшая доля в формировании «углеродного следа». Наша работа по улучшению ситуации в этой области включает различные меры, направленные на облегчение упаковки, увеличение доли утилизируемого материала в упаковке, повышение степени ее утилизации. (Подробнее об этом в разделе «Зеленая» упаковка".)
Доля процессов, связанных с дистрибуцией, в формировании «углеродного следа» составляет 11 %. Наша программа «Зеленая» дистрибуция" направлена на снижение выбросов СО2 в результате транспортных перевозок. В 2012 году мы реализовали ряд инициатив по уменьшению влияния этой «горячей точки» на формирование «углеродного следа». (Подробнее об этом в разделе «Зеленая» дистрибуция".)
Другой «горячей точкой», существенно влияющей на формирование «углеродного следа», является охлаждение продукции (20 %). Для снижения «углеродного следа» мы проводим большую работу по повышению энергоэффективности наших холодильных установок. (Подробнее об этом в разделе «Зеленые» системы охлаждения".)