Изменение климата представляет серьезную угрозу для глобальной экономики и развития всего общества. Являясь одной из ведущих мировых компаний, мы берем на себя обязательство способствовать сокращению выбросов CO2 в атмосферу по всей цепочке создания ценности.
Глобальные обязательства и цели | Результаты HEINEKEN в России | |
2020 | 2018 | 2016 |
Сократить выбросы в производственной сфере | ||
Снизить выбросы CO2 при производстве на 40%, до 6,4 CO2 экв/гл* | Снизить выбросы CO2 при производстве на 37%, до 6,7 CO2 экв/гл | Выполняется
Сокращение на 27,7%, до 10,2 CO2 экв/гл |
Сократить выбросы в сфере дистрибуции в Европе и Америке | ||
Снизить выбросы CO2 на 20% при дистрибуции нашей продукции в странах Европы и Америки | Снизить выбросы CO2 на 16% при дистрибуции нашей продукции в Европе и на 0% в Америке | Неприменимо
Увеличение на 0,7% |
Сокращать выбросы в сфере охлаждения продукции | ||
Снизить выбросы CO2 на 50%** за счет использования «зеленых» холодильников | 100% закупленного холодильного оборудования соответствует «зеленым» стандартам Снизить выбросы CO2 на 47%** за счет использования экологичных технологий охлаждения | Выполняется
Программа закупки «зеленых» холодильников реализуется с 2011 года. Снижение энергопотребления на 51% |
* Относительно 2008 года
** Относительно 2010 года
HEINEKEN разработала базовую модель учета углеродного следа, позволяющую точно определять объемы эмиссии парниковых газов на всех этапах жизненного цикла продукции для последующей работы над сокращением выбросов. Для этого применяется методология, предусмотренная стандартом учета и отчетности в жизненном цикле продукции, разработанным в рамках инициативы Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию и Всемирного института ресурсов.
В 2015 году мы обновили данные учета углеродного следа, основываясь на итогах анализа ситуации за 2014 год. К предыдущему периоду исследования показатель вырос на 4,2%, с 67,7 кг СО₂ экв/гл до 70,7 кг СО₂ экв/гл.
Для снижения эмиссии парниковых газов мы стремимся уменьшить энергопотребление на наших предприятиях путем оптимизации процессов производства, использования энергоэффективного оборудования и применения передовых технологий в управлении ресурсами. В 2016 году на пивоварнях проводились мероприятия по сокращению потребления энергии. Среди основных – снижение коэффициента испарения во время кипячения сусла и уменьшение температуры технической воды.
Однако из-за сокращения объемов производства и неритмичной загрузки, а также в связи с выходом из строя паровой турбины на пивоварне в Санкт-Петербурге удельное потребление (на единицу продукции) пара и электричества на наших производствах выросло. Так, средний уровень выбросов CO2 пивоварнями HEINEKEN в России за год увеличился на 7,4%, до 10,2 CO2 экв/гл, что выше среднего значения для концерна HEINEKEN N.V. (6,5 кг СО2 экв/гл). Вместе с тем к уровню 2008 года показатель уменьшился на 27,7%.
В 2016 году общее удельное энергопотребление пивоварнями выросло к уровню 2015 года на 9,7%, до 128 МДж/гл, удельное потребление электроэнергии – на 4%, тепловой энергии – на 12%. Вместе с тем, если сравнивать ситуацию с 2008 годом, можно отметить снижение на 24,1, 17 и 26% соответственно
Введение энергосберегающих технологий будет одной из наших главных целей на 2017–2030 годы. Мы планируем добиться улучшения операционных показателей за счет обновления парка оборудования, использования возобновляемых источников энергии
В 2016 году мы сократили общее удельное энергопотребление нашими солодовнями на 3% и тепловой энергии – на 6%.
«Мы хотим значительно увеличить потребление энергии из возобновляемых источников. В рамках проекта RE100 мы рассматриваем перспективы использования солнечной, геотермальной, ветро- и гидрогенерации. Еще одна возможность для нас – применение биогаза, который является побочным продуктом работы биологических локальных очистных сооружений в Нижнем Новгороде. Задействование этого ресурса позволит снизить затраты на тепловую энергию примерно на 30%, уменьшить выбросы СО₂ в атмосферу, сохранить природные ресурсы. В результате проекта RE100 мы планируем полностью перейти на потребление электроэнергии от возобновляемых источников к 2025 году, а термальной – к 2030 году. Это позволит снизить выбросы парниковых газов от переработки энергии до нуля, поскольку 100% всей энергии, используемой на пивоварнях HEINEKEN в России, будет поступать из возобновляемых источников. Отсюда и название проекта – RE100 (Renewable Energy 100, то есть «Возобновляемая энергия 100»)».
В связи с низким качеством ячменя урожая-2016 заводы дополнительно подрабатывали пивоваренный ячмень, что привело к росту удельного энергопотребления за год на 11%. Однако к уровню 2009 года компания добилась уменьшения по каждому показателю на 31, 34, 16% соответственно
Совершенствование системы дистрибуции имеет особое значение для России с ее огромными расстояниями. Кроме того, российский рынок пива меняется и становится все более сложным для работы. Мы стараемся выстроить логистическую цепочку так, чтобы сделать ее максимально динамичной и способной к реакции на новые условия. Вместе с тем мы стремимся, чтобы она была оптимальной с точки зрения затрат и оказывала наименьшее воздействие на окружающую среду.
В 2016 году продолжилась «преумизация» наших объемов. Это оказало негативное влияние на результаты выбросов СО₂, поскольку увеличился объем внутренних перевозок. Не на всех заводах могут проводиться премиальные сорта пива, мы вынуждены их доставлять на отдаленные пивоварни, а оттуда – потребителям.
Кроме того, наблюдался рост отгрузок ключевым клиентам. Это также негативно сказалось на результате по выбросам СО₂, поскольку размер таких заказов, как правило, не позволяет выполнить 100%ную загрузку транспортных средств.
К отрицательным факторам, влияющим на эмиссию СО₂, можно отнести и усиливающийся госконтроль за нагрузкой на ось транспортных средств, в результате чего мы вынуждены не догружать их до их максимальной грузоподъемности.
Чтобы снизить выбросы СО₂ в сфере дистрибуции, мы предприняли ряд шагов. Основные меры были направлены на выбор оптимального типа транспортного средства в зависимости от клиента и дистанции, на которую отправляется продукция. Принимая решения, мы использовали такие инструменты, как Location Allocation Study (анализ оптимального вида транспорта и определение ближайшей пивоварни для клиента), Delivery Portions и соблюдение схемы дистрибуции. Соблюдение весовой матрицы позволило максимально загружать транспортные средства с учетом возможной нагрузки на ось.
В 2016 году отмечен рост выбросов СО₂ при дистрибуции на 7,2% в годовом сопоставлении до 4,24 кг СО₂ экв/гл.
Вместе с тем к 2011 году, который взят за базу сравнения углеродного следа, объем выбросов парниковых газов в сфере дистрибуции увеличился на 0,7%.
Оптимизация системы загрузки и работы складских подразделений – важный элемент системы логистики, позволяющий повысить эффективность бизнес-процессов. В 2016 году мы запустили проект Goodzone по автоматизации складских процессов. Конечная цель – увеличить складскую производительность и эффективность, повысить точность данных о запасах, оптимизировать использование складского пространства. Пилотный проект стартовал на пивоварне в Санкт-Петербурге. За счет перепланировки схемы склада нам удалось на 6% увеличить его вместимость и значительно уменьшить расстояние, проходимое за полный цикл погрузчиком. Тем самым была повышена его топливная эффективность. В планах на 2017 год – запустить проект на остальных филиалах.
Также за 2016 год мы ввели в эксплуатацию на пивоварнях в СанктПетербурге, Стерлитамаке, Екатеринбурге и Новосибирске инновационные гибридные вилочные погрузчики STILL модели RX 70-30, которые позволяют получить высокую эффективность при экономии топлива. Производителем заявлено сокращение потребления газа (пропан) на 20–40%, соответственно, возможно снижение выбросов СО₂ на сопоставимую величину. На практике расход топлива гибридными погрузчиками оказался на 37% меньше, чем у погрузчиков, используемых HEINEKEN ранее.
В 2016 году был успешно реализован проект по оптимизации перевозки сырья Malt Soft Bundling. Он нацелен на повышение эффективности доставки солода и ячменя на пивоварни HEINEKEN. Реализация проекта во многом была успешна за счет тесного взаимодействия команды HEINEKEN с поставщиками и экспедитором. Результат – снижение тарифов на 14% на внутренние перевозки и на 27% на входящие поставки. Принцип трехстороннего сотрудничества (поставщик, производитель, экспедитор) позволяет HEINEKEN создавать лучшие условия для конечных потребителей. В дальнейшем планируется распространять данную практику на остальных поставщиков сырья.
Температура подачи пива – очень важный фактор, от него зависит вкус и аромат напитка. Поэтому в местах продаж – супермаркетах, барах и ресторанах – продукция HEINEKEN, как правило, хранится в холодильниках. Однако работа такого оборудования требует существенных затрат электроэнергии и, следовательно, влияет на увеличение выбросов парниковых газов. Для снижения углеродного следа совместно с российскими поставщиками мы разработали модели охладителей, отвечающие строгим нормам экологической эффективности, и с 2011 года устанавливаем в точках продаж только «зеленые» системы охлаждения.
Данное оборудование имеет следующие отличительные характеристики:
Показатели экономической эффективности говорят сами за себя: снижение расхода электроэнергии холодильной продукции составляет более 51%, что сокращает расход электроэнергии в период эксплуатации в количестве не менее 7,7 кВт·ч.
В 2016 году в торговых точках России, реализующих продукцию HEINEKEN, было установлено 9 074 «зеленых» холодильника. Всего за период с 2011 года установлено около 80 тыс. холодильников.
Мы разливаем нашу продукцию в банки, бутылки, бочонки, которые делают из стекла, алюминия и пластика (полиэтилентерефталата, ПЭТ). Производство упаковки нашими поставщиками является основным источником выбросов парниковых газов – этот этап формирует 38% углеродного следа HEINEKEN в России.
Разработка новых решений в области упаковки – основной способ сокращения потребления ресурсов и повышения эффективности рециклинга отходов. Это одна из областей, где предстоит еще сделать многое. Оптимизируя производственный процесс, совершенствуя дизайн бутылок и увеличивая масштаб вторичного использования сырья, можно добиться существенных положительных изменений.
В 2016 году мы продолжили работу с поставщиками по переходу на тару с
меньшим весом. Осенью 2016 года в филиалах в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге стартовал проект по переходу на ПЭТ-тару с меньшим весом горловины, что позволяет сократить вес преформы на 2–4 г и за 3–4 месяца сэкономить 50 т материала, обеспечив в том числе экономический эффект в 3 млн руб
Благодаря реализованной программе по снижению веса используемых ПЭТ-преформ на филиалах в Калининграде (с 39 до 38 г) и Новосибирске (с 39 до 37 г) удалось снизить потребление ПЭТ-материала на 19 т.
В 2016 году был также реализован переход на облегченные стеклянные бутылки объемом 0,5 л для бренда Krušovice (облегчили с 383 до 295 г). Благодаря этому удалось сократить потребление стекла на 380 т и сэкономить 29 млн руб. Проект продолжается в 2017 году.
Мы стараемся эффективно использовать наши ресурсы и стремимся к безотходному производству, увеличивая долю перерабатываемых и вторично используемых отходов. В 2016 году было переработано или вторично использовано 97% отходов, что не соответствует уровню предыдущего года.
Большая часть наших отходов приходится на органические вещества, являющиеся побочным продуктом процесса пивоварения. Среди них – пивоваренная дробина, отходы механической обработки зерна, дрожжевые отходы. Остальную часть отходов составляют поврежденная упаковка (разбитые бутылки, картон и т.д.), кизельгур (используемый при фильтрации) и другие не поддающиеся переработке вещества.
Удельное производство неперерабатываемых отходов на предприятиях HEINEKEN в России в 2016 году сократилось на 6,9%, составив 0,35 кг/гл. Показатель снизился на 70% к уровню 2008 года.
Одним из основных отходов, образующимся в процессе пивоварения, является пивная дробина – нерастворимый в воде осадок солода. Этот вид отходов может эффективно применяться в качестве кормовой добавки в молочном и мясном животноводстве, а также в виде удобрения в растениеводстве. HEINEKEN в России передает зерновые отходы компаниям, которые занимаются покупкой вторичного сырья и в дальнейшем взаимодействуют с фермерскими хозяйствами. В 2016 году 157 065 т дробины (100% от общего объема) был передана сельхозпредприятиям для использования в качестве кормовой добавки в животноводстве.